Daschchen Peppermint
Если у тебя есть горб,брось на него немного блёсток и иди танцевать!
28.05.2014 в 12:56
Пишет Rheo-TU:

Внутренняя империя
Название: Внутренняя империя / Inland Empire
Тип: полнометражный фильм (Франция, Польша, США)
Жанр: триллер, драма, детектив
Год: 2006



Вот и очередной в сотый раз засмотренный мной фильм.

После выхода "Малхолланд Драйв" Дэвид Линч с головой ушел в эксперименты с цифровой камерой, снимая на нее короткометражные фильмы, которые затем выкладывал на своем сайте. Так появились "Темная комната" и "Кролики". Была и встреча с давней знакомой и музой, Лорой Дерн, снявшейся у Линча в "Диких сердцем", результатом которой стало чтение актрисой специально написанного для нее часового монолога. Этот монолог, как изначально предполагал режиссер, также должен был стать частью его очередного интернет-проекта, однако Дэвид Линч настолько впечатлился игрой Лоры Дерн, что выкладывать монолог в Интернет ему расхотелось. Режиссер почувствовал, что тот содержит в себе зацепки для чего-то большего. Так началась "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ".

Как и в случае "Малхолланд Драйв", фильм начинается как история в духе "однажды в Голливуде". Главная героиня, Никки Грейс, - полузабытая актриса, которая неожиданно для себя получает роль в фильме "Высоко над печальными днями" ("On high in blue tomorrow"). Фильм этот, как вскоре выясняется, не оригинальный, а являет собой ремейк другого фильма под странным названием "4 7", фильма, который так и не был закончен по причине гибели обоих актеров, игравших в нем главные роли...
Для Дэвида Линча такая немного детективная завязка является всего лишь отправной точкой для путешествия по "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ", название которой отсылает не то к наименованию одного из районов Лос-Анджелеса, не то к сознанию актрисы, вживающейся в свою роль, а вернее всего, и к тому, и к другому сразу. А уж что тут первично - сознание или место, решать зрителю. Как, впрочем, ему же решать, о чем, собственно, рассказывает и сам фильм. Потому что на сей раз Линч изваял полотно поистине эпических масштабов, в котором каждый может увидеть что-то свое.

"ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ" по праву можно считать самым запутанным фильмом Линча. Тройной сюжетный узел "Актер"-"Роль"-"Зритель" обнажает под своим костяком великое множество притчеобразных историй; события наслаиваются друг на друга и переходят одно в другое так, что обнаружить стыки между ними практически невозможно. После просмотра возникает ощущение, что режиссер специально перемешал в ходе монтажа полученный материал, дабы создать впечатление мрачного, неторопливого путешествия в подкорку человеческого мозга. Неудивительно, что многие зрители после показа выходили из зала недоуменными, так и не поняв того, что же, в сущности, хотел сказать режиссер. На все расспросы Линч отвечает однозначно: достаточно владеть собственной интуицией и тогда все в картине станет ясным. И правда, если не отвлекаться на расшифровку отдельных фрагментов гигантской мозаики "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" (их настолько много, что, занявшись одним, рискуешь пропустить появление на экране следующего), то к концу фильма она сложится в голове словно сама собой. Хотя даже в этом случае охват всей картины разом зрителю не гарантирован. Главная прелесть "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ" заключается в том, что ее можно пересматривать бесконечно и каждый раз открывать для себя какие-то новые ее стороны.

Как и прочие фильмы Дэвида Линча, "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" раскрывает свои тайны не только через диалоги персонажей и метафоричные образы, но и при помощи традиционного линчевского паноптикума сюрреальных существ. Труппа циркачей из Восточной Европы, демон по имени Призрак, пытающийся проникнуть в наш мир, старуха-ведьма, читающая будущее, гигантские кролики из телешоу, толпа шлюх, невесть как очутившихся в комнате домохозяйки Сью, которую играет Никки... Мир фильма получился чрезвычайно насыщенным. Необычности ему добавляет и работа с цифровой камерой, за которой режиссер стоял лично. Благодаря ней Линч получил возможность вдоволь поиграться с фокусировкой и разложить изображение на экране вплоть до мельчайших текстур, сделав их частью изобразительного ряда картины. Такой подход к съемке оттолкнул от ленты некоторых критиков, однако Линч убежден, что будущее - именно за цифровой камерой. По возвращении из галлюцинирующего видеоряда "ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ", ясно сознаешь, что он прав. "Цифра" для фильмов Дэвида Линча - это все равно, что новое измерение.

Актерский состав фильма в основном занят малоизвестными у нас польскими актерами, хотя присутствуют здесь и голливудские звезды. Это и набирающий сейчас популярность Джастин Теру, играющий партнера Никки по фильму, и Джереми Айронс в роли режиссера Кингсли. На эпизодических ролях заняты Джулия Ормонд, Уильям Х. Мэйси, Настасья Кински и даже Наоми Уоттс, снимающаяся здесь, как и другие актеры из "Малхолланд Драйв", в роли кролика (такая вот ирония режиссера, который, перенеся часть своего интернет-проекта "Кролики" во "ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ", одновременно с этим перенес в нее и свой предыдущий полнометражный фильм). Но, безусловно, главная заслуга тут принадлежит Лоре Дерн, на которой вся «ИМПЕРИЯ» и держится. Ее современный послужной список богат второсортными фильмами (да, был еще «Парк Юрского периода», но сколько можно вспоминать эту роль), но здесь она раскрывает свой талант на полную мощность, показывая, на что способна на самом деле. Вряд ли для этого можно подобрать какие-то слова. Это не просто роль, это жизнь в ней, точно такая же, как и жизнь ее героини Никки Грейс.

Глупо, хотя и хочется, навешивать на "ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ" ярлыки вроде "самый лучший фильм Дэвида Линча" (тем более, когда сам режиссер превыше прочих ценит "Голову-ластик", называя его самым совершенным своим творением). Это даже не фильм в обычном понимании. Его сюжетная линия перемешана, вследствии чего возникает кажущееся впечатление отсутствия таковой, однако при всем этом "ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ" на зрителя действует - на каком-то сугубо подсознательном уровне, выводя на первый план не материю, а идею. А центральная идея тут одна; на самом деле Дэвид Линч, кажется, затеял грандиозное посвящение кинематографу - неважно, авторскому ли, массовому. В котором ясно выразил и суть его, и первопричины. И напомнил, что актеры - это такие же, как и мы, люди. Только они лишились собственных жизней, потому что обменяли их на жизни, прописанные в сценариях. Обменяли, чтобы нести свет и любовь нам с вами. И это, пожалуй, самое главное.

10/10.

URL записи